Люди

Аня Беран. О классической выездке

Аня Беран родилась в 1970 году во Франкфурте-на-Майне, Германия.  О семье и истории Ани уже многое написано в русскоязычной конной прессе. Аня всемирноизвестный специалист по классической выездке. Она дает семинары и мастер-классы по всему миру, является автором нескольких бестселлеров и уже давно стала знаковым лицом в сфере классической выездки. Что Аня думает о правильно подготовке лошади?

аня беранВыездка в духе лошади

«Природа создала лошадь не для того, чтобы она возила человека. То, что она добровольно, а в лучшем случае даже с радостью носит на своей спине человека, происходит благодаря её кротости и готовности к сотрудничеству, качествам, резвившимся и отобранным за тысячелетия в процессе разведения. В связи с этим долгом каждого всадника становится доброе обращение с лошадью и принятие ответственности за неё. И единственный для лошади путь сохранить радость при движении под седлом – это классическая школа. Поэтому все те, кто, занимаясь выездкой, садится на спину лошади, должны принимать во внимание следующие моменты:

— Выездка должна помогать лошади и приносить ей пользу;
— Если животное пострадало во время выездки, это компрометирует весь процесс выездки;
— Выездка не является дисциплиной, предназначенной только для специально выращенных лошадей.

На заездку лошади уходит три месяца. При этом в работе на корде используется только капцунг. Мы считаем своим долгом сохранить чувствительный рот лошади и не допускаем испытания негативного опыта на столь ранней стадии обучения. На что мы обращаем внимание в период заездки лошади?

Сначала всадник находится в седле, когда лошадь лонжируется на корде. Постепенно он начинает оказывать воздействие шенкелями.
Вопреки современному конноспортивному подходу, мы придерживаемся мнения Боше относительно того, что нужно «действуя поводом, прекращать действовать шенкелями наоборот…». Когда мы действуем шенкелем, мы не должны натягивать повод и сдерживать импульс.
Мы не придаём телу лошади нужное положение с помощью уздечки, и тем более разных вспомогательных средств. Всадник использует облегченную рысь до тех пор, пока у лошади не разовьётся необходимая мускулатура.

Для нас слово «выездка» означает достижение равновесия и импульса. Во время выездки молодой лошади происходит смещение центра тяжести вперёд, но впоследствии для правильного сбора необходимо смещение центра тяжести на заднюю часть корпуса. И для этого недостаточно просто усилить подведение задних ног под корпус. Важно исправить и проблему «искривлённости» лошади (т.е. переноса ею веса на одно плечо и отставления вбок задней части корпуса). Эту проблему важно решить для правильного подъёма лошади в собранный галоп. По ходу обучения решаются и многие другие проблемы. В результате четвероногий атлет, выполняя тренировочные упражнения, становится красивее, увереннее, у него развивается необходимая мускулатура. Для достижения этого мы применяем систему гимнастических упражнений. Главными из них являются боковые движения и пиаффе. Причём при выполнении боковых движений лошадь должна поддерживать равномерное движение вперёд, но не должна торопиться. Лучше всего, когда она двигается ровно и ритмично. После того как освоены эти упражнения, можно переходить к отработке остальных элементов. Чистое исполнение, например, серпантина невозможно без хорошего импульса и гибкости. Важным в процессе обучения является постоянный анализ проделанной работы. Чтобы быть хорошим воспитателем лошадей, нужно уметь отлично распознавать асимметрию и неравномерность движений лошади, а также уметь их исправлять. Только тогда возможно успешное обучение….

аня беран
…. Если вы используете капсуль, он никогда не должен затягиваться на голове лошади плотно и туго. Между застёгнутым капсулем и носом лошади должно свободно помещаться минимум два пальца. Он не должен препятствовать движениям рта лошади. К нам в тренинг часто попадают лошади, перекидывающие через железо и высовывающие набок язык. Часто эту проблему пытаются решить, затягивая намертво капсуль. Но проблема таким образом не решается, а лишь маскируется. Лошадь сопротивляется, в частности, из-за зажатой спины и слабости мускулатуры. С решением этой проблемы убирается и проблема с языком.
Правильное положение головы достигается тренировкой спины и задней части корпуса.

Важно сохранение лёгкости и гармонии движения на всех фазах обучения. Если четвероногий ученик отказывается выполнять работу – значит, завышена планка его возможностей. Тогда логично будет уступить ему и сделать шаг назад.

В начале любого занятия важно разогревать лошадь на шагу.
Обычная последовательность изучения элементов такова: сначала боковые движения на шагу, боковые движения на рыси. Пиаффе. После – испанский шаг и, наконец, пассаж. Все элементы должны сначала разучиваться равномерно, спокойно и размеренно, без ускорения темпа. Следующий, более продвинутый этап, включает контргалоп, подъёмы в галоп с шагa, манежный галоп, боковые движения на галопе, менку ног, пируэты, возобновление движения вперёд после выполнения пассажа.

Хотелось бы отметить, что основой верховой езды являются гибкость и правильная посадка всадника. Недостатки в этом направлении невозможно чем-либо компенсировать.

Мы должны сосредоточить наше внимание не только на корректном обучении лошади и всадника, но, прежде всего, на образовании специалистов, потому что, например, всего два-три года профессионального образования – недостаточный срок. Если появятся более грамотные, профессиональные и понимающие воспитатели и тренеры, то, вероятно, спорт и сможет сблизиться с классикой, чтобы слиться в единый несущий лошади благо вид обучения – хорошую выездку…»
«Выездка в духе лошади»  Anja Beran. Перевод Натальи Науменко

Про повод

«Определение классической верховой езды: Это возможность, с помощью хороших упражнений, логически структурированных и на основе естественных законов равновесия и гармонии, обучить лошадь, чтобы она подчинялась всаднику будучи довольной и уверенной в себе, без какого — либо ущерба своим природным и последовательным движениям».

«Чтобы перестать думать, что в первую очередь необходимо работать над положением шеи и головы лошади, принципиально важно, как вы держите повод. В том, что касается повода, необходимо научиться высшей степени деликатности и уважения, а что касается его длины, следите за сигналами, которые подает лошадь. Иными словами, необходимо отталкиваться от длины ее шеи.

Сядьте прямо, локти прижаты к бокам, предплечье свободно падает вниз. Важную роль играют плечи: не напряжены ли вы? не сутулитесь ли? Теперь, оставаясь в этом положении, набирайте повод до тех пор, пока не почувствуете мягкий контакт со ртом лошади. Сейчас вы не ограничиваете шею лошади и сидите за счет седалища, а не рук.

В противовес этому, многие всадники наклоняются вперед, произвольно берут повод, а затем садятся прямо, притягивая голову лошади к себе и неестественно укорачивая ее шею. Это влечет за собой первые признаки сопротивления.

Контакт создается не рукой всадника, ищущей рот лошади, а лошадью, идущей на руку всаднику.

Общее правило гласит, что нужно в первую очередь концентрировать внимание на посадке и ногах, а руки воспринимать как полезный аксессуар. Всегда старайтесь, чтобы в руке было не более, чем вес повода. Ведите со ртом лошади диалог на максимально тонком уровне. Ни в коем случае не несите голову лошади в руках – тогда лошадь сваливается на перед, что вредно для ее здоровья. Рот лошади – это святое! Учитесь мягкости.

Некоторые всадники, как только оказываются в седле, коротко набирают повод и начинают поочередно тянуть за левый и правый повод, сгибая шею. Это лишает лошадь возможности тонко реагировать. Даже наоборот, в этом случае чувствительность лошади с самого начала притупляется. Не делайте этого, уважайте лошадь! Относитесь к лошади с чувством, будьте деликатны и вежливы по отношению к ней. Это залог такого же отношение с ее стороны к вам. У многих лошадей нет возможности чутко реагировать на команды, поскольку на них сразу же обрушиваются мощные средства управления. Единожды нарушив неуклюжей ездой эту «тонкую настройку», будет крайне сложно, если не едва возможно, вновь к ней вернуться.

Что касается воздействия повода, равно как и прочих средств управления: начинайте с наиболее легкого их применения, усиливайте его по необходимости и вновь возвращайтесь к легкости. В этом заключается цивилизованная верховая езда!»
Отрывок из книги «Classical Schooling with the Horse in Mind»

Методы работы Ани Беран

«Верхом четырёхлетняя лошадь у Беран работает по 5-7 минут в день в течении нескольких месяцев, затем работа увеличивается до 10 минут. Уже подготовленные и обмускуленные лошади работают по 25-30 минут под седлом. Лошади ни в коем случае не должны работать каждый день, как говорит Аня.

….Лошадь работает на провисшем поводу, все сигналы незаметны стороннему глазу, это лёгкая игра пальцев.
Классики уделяют колоссальное внимание гимнастированию лошади. Это то, с чего начинается занятие. Гимнастирование. Сначала на шагу, потом на рыси. Вся гимнастика делается по вольту, от гимнастики лошадь делается очень чувствительной, реагирует на малейшее движение седалища всадника. Аня и её ученицы вообще не трогают лошадь ни руками, ни ногами. Работа очень тонкая, лёгкая и расслабленная…..

«У лошадей в спортивной выездке нет правильных пиаффе и пассажа. Секрет пиаффе — это сокращённый шаг. И на пиаффе, и на пассаже лошадь должна двигаться вверх, вперёд и вниз. В спортивной выездке лошади двигаются только вверх-вниз из-за грубой и неправильной работы всадника. Кроме того, в спортивной выездке лошади выходят на пассаж и пиаффе с проваленными и зажатыми спинами. Пассаж ни в коем случае не ставится по принципу сдерживания лошади железом.»

…Аня Беран очень много хвалит лошадей, никогда не наказывает, никогда не работает с ними по 1,5-2 часа, не создаёт им стрессов. А находясь на спине лошади, не мешает движению. Руки классики держат согнутыми в локтях (прижаты к к корпусу, но не вплотную), максимально близко друг к другу и впереди седла. То есть никаких разведений в стороны и работы на бёдрах. Все движения начинаются очень плавно, мягко и деликатно. Мундштучное оголовье Аня одевает на лошадей не раньше 6-7 лет….

«От природы лошади не умеют делать разные элементы, надолго собираться, им сложно гнуться и удерживать так своё тело, им тяжело нести всадника, не обладая развитыми мышцами. Представьте себе, насколько глупо и жестоко закручивать лошадь разными дополнительными средствами управления (развязками, скользящими поводьями, гогом и т.д.), пытаясь научить её удерживать тело в таком положении. Насколько глупо загонять лошадиное тело в рамки, которые она физически не способна удержать силой собственных мышц. Лошадь начинает ненавидеть Вас и работу, поскольку ей постоянно неудобно или больно. Почему не готовить лошадь без каких-либо вспомогательных средств, постепенно развивая силу и эластичность её мышц?»- Аня Беран

…Классики очень берегут чувствительность рта лошади и лошадиную спину. Классики не ездят в крагах и сапогах, чтобы чувствовать лошадь ногой, а лошадь чувствовала ногу. Лошади у классиков идеально реагируют на малейшие движения и смещения равновесия тела всадника.
О «выпусканиях паров» и «вымахиваниях» молодых лошадей. Никто здесь этим не страдает. Молодая лошадь лонжируется минут 10 на корде на кавессоне, затем долго гимнастируется в руках, затем подсаживается всадник. Затем зашагивается на улице. Общая работа с лошадью любого возраста не превышает 40 минут. Лузитано работают каждый день, потому что это лошади, которые нуждаются в работе. В очень редких случаях работа с лошадью доходит до часа, как правило, это случаи каких-то серьёзных проблем. 20-40 минут вполне хватает лошади, чтобы что-то объяснить и закрепить. А также оставить достаточно место для мотивации к следующему занятию. Лошади уходят с тренировок очень умиротворённые и довольные собой.

Жеребцы иногда напрыгиваются просто в виде гимнастических прыжков и разнообразия в работе. Также практикуются выезды в поля, в их случае это холмы и поля. Подъёмы вверх Аня и её ученики совершают только шагом. Впрочем, прогулки на природу вообще они делают исключительно шагом….

….Отжёвывать лошадь может по-разному, это очень зависит от породы, темперамента и предыдущей работы. Например, корридные лошади настолько темпераментны, что при отжёвывании некоторые представители могут клацать зубами.

Плохо, когда лошадь сжимает зубы и не жуёт, это означает её зажатость в спине и шее. Также очень плохо, когда лошадь нервно жуёт с задранной вверх шеей. Это часто встречается у скакавших чистокровок. Они жуют от нервов и при этом всё больше закрепощают шею и спину. При таком отжёвываании лошадь идёт за трензелем. Усиливать посылы в работе с такой лошадью бесполезно, потому как скорее всего лошадь в ответ на шенкель унесётся вперёд или назад. С такими лошадьми Аня несколько недель работает в руках над латеральными движениями. Уступка задом по вольту. Сначала эти лошади торопятся вокруг человека, но потом постепенно удлиняют шаг, а с удлинением шага автоматически опускают нос вниз и расслабляются. Самое правильное — когда лошадь спокойно отжёвывает со свободной эластичной шеей.

«В спорте, когда рот лошади затянут капсюлем или «соплёй» у лошади начинают течь слюни. Спортсмены говорят, что лошадь отжёвывает, но на самом деле лошадь просто не может проглотить слюну. Для лошади это очень плохо,» – говорит Аня.

… В отличие от спортивной выездки, в классике никто не посылает лошадь на каждый темп и вообще не поддерживает аллюров. Они дают тончайшую команду и лошадь выполняет её до тех пор, пока не дадут другую. В спорте нужно лошадь досылать на каждый темп или периодически поддерживать движение, потому что идёт одновременное воздействие шенкелем и поводом. В классике это противопоказано.
«Рука без ноги или нога без руки» Боше.

… Какой сигнал Аня использует для пиаффирования? «Я напрягаю живот и чуть отклоняю плечи назад. Напряжение живота для моих лошадей — это команда двигаться вперёд, плечи назад — они знают, что нужно чуть осадить».
Нога для посыла в пиаффе не используется. Ногу Аня Беран использует для подъёма в пассаж, и то своей ногой (вернее сокращением мышц голени) она только подсказывает лошади, с какой ноги начать пассаж, сам посыл осуществляется тоже корпусом.

«Вся спортивная работа в корне неправильна. Лошади очень зажаты, все находятся за поводом. Спортивные пируэты на галопе — всадники просто переставляют перед лошади руками. Весь спорт построен на том, чтобы тянуть и толкать, порождая у лошади сопротивление. закрепощённые и неестественные движения. Пассаж в спорте ставится из сокращения рыси, что приводит к блоку спины лошади, но спортсмены почему-то этого не хотят видеть,» – говорит Аня.

Спортивная выездка основана на зрелищных движениях, таких как прибавленная рысь, принимания. Насколько такие движения пагубны для негимнастированных лошадей, никто не задумывается.
Принимания в спортивной выездке делаются на прибавленной рыси (на более прибавленной, чем в классике), это выглядит эффектно и импульсивно, но, если работать так постоянно, это приводит к закрепощению спины.

В классике принимания делаются на короткой собранной рыси, со временем чуть раздвигая рамки.
Менка ног учится через контргалоп. Пиаффе учится из собранного шага, пассаж — из пиаффе. Прибавленная рысь учится из прибавленного пассажа. Очень эффектно смотрится принимание на пассаже.

аня беранС учениками Аня обращается очень вежливо , спокойно и деликатно, как и с лошадьми. Если что-то получается хорошо, она говорит: «Очень хорошо!», если что-то получается неплохо, говорит: «Неплохо». Если ученик напортачил и что-то не вышло, она говорит: «Не проблема. Попробуем ещё раз.» Тренировки проводятся под классическую музыку.

Преимущественно вся работа во время тренировки — это связки латеральных, по вольтам и стенкам. Удивил меня тот факт, что пиаффируют и пассажируют у Ани лошади с 4,5 лет, если попадают к ней в 4 года. Пиаффе и пассаж используются как прекрасные гимнастические упражнения, а не как самоцель. Пиаффе отлично укрепляет и тренирует мышцы спины. Во время занятий Аня скармливает тонны сахара, поощряет лошадей за каждый миллиметр в правильном направлении. Всё учится очень постепенно, спокойно и размеренно.

Ещё заметила, что они никогда не ездят на прибавленной рыси учебной рысью. Только облегчённой. На вопрос, почему, Аня ответила: «Пиаффе даёт лошадиной спине силу, а прибавленная рысь эту силу требует. Прибавленная рысь — неестественный аллюр для лошади, поэтому мы стараемся максимально облегчить лошади это упражнение.»

Во время работы важно постоянно поддерживать движение вперёд, и это отнюдь не скорость.  Основные принципы классики — расслабление, ритм, прямолинейность и движение вперёд. Частая смена заданий делает лошадь предельно внимательной и лошади интересно заниматься. В начале обучения молодой лошади или перевоспитании немолодой важно получить хоть какую-то реакцию на своё действие.
Классики поощряют только движение по команде, создавая тем самым идеальную дисциплину.

Что мне ещё бросилось в глаза, так это нежная работа шпорой. Это именно прикосновения к боку лошади для команды на какой-то элемент. Прикосновение один раз.

По тому, как лошадь шагает, можно определить, что у неё было в прошлом, и как она работалась. Наливы на ногах говорят о неправильной и форсированной работе, это означает, что лошадь очень жёстко ставила ноги, «втыкалась» ногами в землю, то есть несла слишком сильные нагрузки для своего возраста или размера.»

«Верховая езда — это танец, — говорит Аня Беран — Поэтому всё нужно делать с большим уважением к партнёру. Ваш партнёр — лошадь, уважайте её. Ведь когда вы с кем-то танцуете, вы не лезете с ним драться»

«… Многие всадники начинают на молодых лошадях тянуть за повод. возьми-отдай. Это неверный способ. Лошадь сама возьмёт повод, никаких «постановок в повод» не требуется. Основой для темпа и ритма является выпрямление лошади. Как только лошадь сможет идти выпрямленной, она сама станет на темп и пойдёт ритмично.

Делайте много перерывов в работе, движение вниз и вперёд в начале и в конце занятия. Вниз и вперёд имеет смысл делать несколько кругов. Это не то положение, в котором стОит держать лошадь продолжительное время, это уронит лошадь на перед. Вниз и вперёд — это тестовая позиция, чтобы проверить корректность работы. Вниз и вперёд,  а затем снова короткая работа над мышцами.

…Никогда не затягивайте капсюль. молодая лошадь может играть языком, это нормально, это не проблема. Не одевайте трензель слишком низко, не забывайте, что у молодой лошади меняются зубы, что тоже может отражаться на работе. Трензель не должен быть слишком толстым и не должен касаться клыков. Лучше потом опустить железо чуть пониже.

… В самом начале работы лошадь работают в очень лёгком контакте и поводом не трогают практически вообще, обозначая только повороты и остановки. Лошади бегут, свободно двигая шеей в разные стороны, поднимая голову. Аня говорит, что это нормальн,. потому как с помощью свободной шеи и головы лошадь ищет своё равновесие. Как только немного укрепятся мышцы спины, лошадь сама будет искать контакта с поводом. Происходить это будет само собой и постепенно, по мере прогресса в работе и в физическом развитии лошади.  Лошадь начинает искать повод и контакт на боковых движения. Также на боковых лошадь начинает отжёвывать, поскольку начинает расслабляться и работать спиной…»
Отчеты о семинарах Ани Беран за 2011 и 2013 гг. Автор — Влада (Украина)

Читайте также: