Выездка

Пассаж в классической и современной выездке

пассажРанее мы уже рассказывали об основных отличиях в посадке и средствах управления лошадью в Классической выездке и в спорте. В этой статье мы расскажем о различиях в обучении и исполнении такого элемента Высшей школы, как пассаж.

Passage  (ит. «spasseggio» – прогулка) — элемент на рыси при котором лошадь ритмично поднимает диагональные пары ног. Пассаж — кадансированное движение с четко выраженной  фазой подвисания, при котором лошадь должна демонстрировать гибкость запястных и скакательных суставов, легкость и силу.

Титан мировой выездки Джеймс Филлис различал два вида пассажа. Натуральный пассаж (используется в современной выездке) – это укороченная, высокая ритмичная рысь в сборе с подвисанием, при которой задние ноги сильно подведены под корпус лошади. Искусственный пассаж выполняется без сбора и в настоящее время нигде не используется.

пассажДалее мы рассмотрим особенности исполнения пассажа в Классической Школе, чьи традиции сохраняют четыре основные Европейские школы Верховой езды (в Испании, Вене, Португалии и Франции), и в современной спортивной выездке.

В Классической школе пассаж это одно из гимнастических упражнений, которое развивает и укрепляет мышцы спины, а не сложнейший элемент, который так стремятся показать спортсмены на соревнованиях. Пассаж, как и пиаффе, укрепляет и развивает мышцы спины. Зачастую в Старых школах лошади начинают пассажировать с 4.5 – 5 лет, тогда как в спорте на подготовку к этому элементу уходят долгие годы. Почему так происходит?

Рассмотрим процесс обучения пассажу в Классической выездке. Французский мастер 18-го века Франсуа Робишон де ла Гериньер, автор трудов «Кавалерийский школа»  и «Школа Верховой езды» считал, что лошадь следует обучать пассажу только из пиаффе. Мастер не считал такой путь самым легким, но зато он помогал избежать аритмии пассажа и «парящего пассажа» с отставленным задом. Преемники Классической школы и по сей день придерживаются этого правила и обучают лошадь сначала пиаффе (который в свою очередь учится из собранного шага), а затем начинают пассажировать.

В результате получается классический пассаж – лошадь двигается вверх – вперед – вниз, а не вверх – вниз, как в спортивной выездке. Классики считают, это происходит от того, что работа в спорте более жесткая и построена на тянуще – толкательных движениях. В результате у лошади может появиться зажатость и сопротивление, которые выльются в неестественные движения на езде.

пассажВ спорте пассаж ставится из сокращенной рыси. Это очень трудно для лошади и может пагубно отразится на состоянии ее спины. Очень часто спортивные лошади выполняют пассаж с проваленной, зажатой спиной. Это результат грубой, тянущей работы руки всадника. В Классической выездке пассаж никогда не ставится путем сдерживания движения лошади с помощью железа, а выполняется спокойной и легкой работой ноги и руки. Посадка при исполнении пассажа в Классической школе расслабленная и непринужденная, всадник просто следует за движениями лошади. Таким образом, для перехода из пиаффе в пассаж всадник просто напрягает мышцы пресса, а затем добавляет легкое напряжение голени.

пассажПри выполнении пассажа в Классической школе контакт со ртом лошади настолько легкий, что повод может провисать (как бы сказали спортсмены «лошадь работает без повода») – лошадь все равно продолжит выполнять элемент. Некоторые представители Классики считают, что в современной спортивной выездке практически не встречается правильный пассаж (это скорее пиаффе с продвижением), так как лошади часто несбалансированы и зажаты. Проверить так ли это можно, отдав лошади повод. Если она продолжает спокойно отжевывать и не потеряла рамку, то она останется пассажировать. Именно поэтому во многих Классических школах лошади могут пассажировать по 15-20 минут без перерыва – ведь для них это не представляет физических трудностей, они полностью уравновешены, правильно гиманстированы и обладают развитыми мышцами спины.

Зачастую в современной выездке пассаж ставится по следующей схеме: лошадь делает прибавленную рысь по диагонали, затем идет сокращение лошади рукой и добавление шпоры. Таким образом, рука сдерживает энергию лошади и вместо продвижения вперед, она вынуждена поднимать ноги вверх. Это и есть движение вверх-вниз, которое Классическа выездка не допускает. Ощущения при классическом пассаже такие: всадник чувствует движение вверх, потом плавное продвижение вперед, а затем плавно вниз.

В целом пассаж считается правильным, если лошадь спокойно отжевывает железо (без обильной пены) и имеет очень легкий контакт с поводом, спокойно двигает хвостом, ее дыхание не затруднено, лошадь не зажата и не делает судорожных движений ногами вверх-вниз, а равномерно и симметрично поднимает диагональные пары ног, что смотрится гармонично и естественно.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим пиаффе – подготовительный элемент к пассажу в Классической выездке и самостоятельный элемент в спортивной выездке.

Текст: Елизавета Савельева
Кормушка — подкормки для лошадей на заказ
Тел: 8 921-039-92-40
E-mail: dressage_horse@inbox.ru

 

Читайте также: