Выездка

Шаг — король аллюров. Ч2

Продолжаем наш разговор о важности шага. Как поставить лошади хороший шаг? Как избавиться от аритмии? Продолжаем разбираться в деталях вместе в Кристианом Кардом. «Остановку называют во французской школе началом сбора потому, что при правильном исполнении задние ноги лошади находятся под ее телом. Лошадь должна равномерно опираться на все четыре ноги, которые стоят параллельно. При этом она расслаблена и внимательно слушает всадника. Когда при остановке она отводит одну ногу в сторону, это означает, что нет достаточного баланса. Также по выполнению этого упражнения можно судить о качестве контакта с поводом. Если он правильный, то лошадь останавливается без сопротивления, остается легкой в поводу и не мотает головой. Хотя остановка не такой захватывающий элемент выездки, как например менка в темп, но она имеет колоссальное значение для оценки выезженность коня.

Осаживание

Следующий этап, более сложный, это осаживание. Осаживание еще сильнее показывает проводимость, контакт и баланс лошади. Правильное осаживание, прежде всего, прямолинейно и ритмично. Нерегулярные шаги и виляние – явный признак проблем.

шаг

Ценность осаживание в том, что учит лошадь нести себя, принимать вес (свой и всадника) на задние ноги, работать спиной и доверять поводу. Есть несколько путей обучения этому элементу. Я делаю его из правильной остановки. Сначала правильная остановка. Затем я корпусом прошу лошадь отступить назад и смягчаю повод, не использую шенкель. При правильном осаживании лошадь сильнее выгибает поясницу за счет того, что больше присаживается на задние ноги. Она не должна торопиться или шаркать ногами.

Качели

Еще одно упражнение, которое мы использует во французской школе — качели. Суть его в том, что сначала выполняется остановка, затем несколько шагов осаживание, потом движение вперед и снова несколько шагов назад. Это упражнение демонстрирует проводимость лошади. Оно отлично развивает гибкость спины, а также суставов задних ног коня. Это упражнение вы не найдете в тестах. Однако работать только над элементами езд, значит сильно сокращать возможности обучения и его качество. Не зря шаг называют королем аллюров. Он сложен, но в тоже время очень важен. Правильный тренинг — это не только оценки на соревнованиях, это, прежде всего здоровье и счастье лошади.

Аритмия шага

Как-то я проводил семинар в Канаде. Там я занимался с всадником, который ездил в очень строгом контакте и напряжении. Его лошадь имела заметную аритмию на шагу. Чтобы исправить ситуацию, я попросил его выполнить плечо внутрь на шагу. Всадник не был в восторге от этого задания. Он жаловался на то, что при латеральной работе на шагу его лошадь начинает идти иноходью. На что я попросил его сильно ослабить капсюль и ехать с легким, мягким контактом.

шаг

Этот пример очень показателен. Во-первых, есть прямая связь между строгим контактом с поводом и качеством шага. Во-вторых, всадники не видят связи между этими явлениями, и не хотят ее осознавать. Многим не хочется вникать в проблему глубоко, они склонны искать причину на поверхности. Одна из самых распространенных ошибок поэтому, даже на олимпийском уровне — лошади, которые имеют тенденцию к иноходи. Конечно, есть и природная предрасположенность. Однако таких лошадей не увидеть на Гран При, их не выбирают сами всадники.

Причины аритмии

Так что же за причина аритмии на шагу, в чем корень зла? Несомненно, в жесткой руке, которой всадник заставляет лошадь подчиняться. При жестком, строгом контакте лошадь двигается не от задних ног к передним, а наоборот. Например, когда на прибавленном шагу рука не следует за естественными движениями шеи и головы лошади, она разрушает движение, делает его нерегулярным. Когда движение разрушено, спина не колеблется, она зажата, а значит, и легкости в руках нет. Кроме того, лошадь не верит руке, она не тянется за ней, она прячется от руки за повод. Это гиперсгибание многие всадники принимают за легкость контакта. Однако не надо обманывать себя, лошадь просто прячется от боли. Когда лошадь напрягает челюсть, напряжение идет дальше в шею и спину. Именно поэтому, когда ко мне обращаются с такими проблемами, я возвращаю людей к изучению основ. Правильных основ.

Для решения проблем качества шага, всадник должен сосредоточиться на получении правильного контакта через развитие задних ног лошади, проводимости импульса от них вперед и расслабление челюсти при помощи гимнастики. Это не быстро, постольку нужно переосмыслить сами основы концепции верховой езды. Некоторые всадники лучше будут иметь проблемы, чем доберутся до корня вопроса и поменяют свои взгляды. Это печально. Для тех же, кто способен на перемены и ищет корни проблемы, работа на шагу – кладезь возможностей для правильно обучения лошади». Текст: конный журнал EquineManagement.info

Читайте также: